а ограничивался общими словами: не хотелось великому поэту перед своими поклонниками выглядеть человеком, который осуждает писателя за то, что он правдиво описывает жизнь, с чем трудно не согласиться даже заинтересованному человеку, каким оказался Пушкин.

В данной работе трудно передать возмутительный дух пушкинских статей о Радищеве, наполненных бессмысленными и потому оскорбительными эпитетами в его адрес, но ложь и лукавство Пушкина, которые преследуют каждого при чтении статей, все-таки показать можно. Мы это сделаем исключительно для того, чтобы лучше можно было представить личность великого стихотворца.

В начале статьи «Александр Радищев» Пушкин говорит, что обучение русских молодых людей, среди которых был Радищев, в Лейпцигском университете мало что им дало. В качестве доказательства этого своего утверждения он далее пишет, что все они затерялись в истории, не оставив следов, за исключением двоих. Один из них, конечно, Радищев, а второй, говорит Пушкин, «обнаружил совершенное бессилие и несчастную посредственность». Под этим вторым Пушкин подразумевал Козодавлева О.П., члена Российской Академии, был он даже министром внутренних дел. Биография этого человека поражает воображение огромным количеством чиновничьих должностей, которые он занимал, и большим количеством государственных проектов, в которых он участвовал и играл при этом самые значительные роли [16]. Современники относились к нему различно: одни признавали в нем недюжинный ум и административный талант, другие, как Пушкин, видели в нем личность посредственную и довольно тщеславную. Вот, что написано о нем в его биографии: «По всем этим отзывам, часто далеко не беспристрастным, конечно, нельзя составить суждение о человеке; дела его, однако, достаточно говорят за него, и если мы обратим внимание на то, чем была отмечена деятельность Козодавлева, то вряд ли останется у нас сомнение, как надо глядеть на него » [16]. Всю его деятельность, несомненно, плодотворную для государства, в двух строках описать невозможно. Отмечу только, что он был организатором университетского образования в стране по образцу немецкого на русском языке «для приготовления русских ученых»; он, будучи противником крепостного права, был назначен председателем лифляндского комитета, разрабатывавшего проект освобождения крестьян от крепостной зависимости; как известно, именно в Лифляндии крепостничество было отменено почти на сорок лет раньше, чем по стране.