которое произошло всего лишь через двенадцать лет после написания Пушкиным политических статей о Радищеве. Расстояние по времени небольшое, но какая поразительно глубокая пропасть между представлениями Пушкина о происходящем в Европе и реальностью.

А сейчас давайте возвратимся к словам Пушкина, которыми он охарактеризовал Радищева и которые меня, честно говоря, смущают: «Слабоумное изумление перед своим веком, слепое пристрастие к новизне, частные поверхностные сведения, наобум приноровленные ко всему». Эти слова, на первый взгляд, направленные против Радищева, на самом деле многое говорят об их авторе: Пушкин плохо образован, явно, болеет «звездной болезнью», плохо воспитан, но жонглирует красивыми словами, в основном эпитетами, которые в данных статьях бессмысленны по причине того, что спорны и автором не доказаны.

С точки зрения того, каким предстает перед нами Пушкин, любопытно его объяснение причин появления «Путешествия …». Коротко это звучит так: Радищев попал в полуполитическое, полурелигиозное общество мартинистов, наслушался их пламенных речей; «таинственность их бесед воспламенило его воображение», и от этого воображения родилось «Путешествие …». Обратите внимание, Пушкин по существу рассказывает нам о том, как у него самого появлялись произведения свободолюбивой лирики в период его встреч с друзьями-декабристами. Он как бы мыслит только в одном измерении, объясняя всякую историю писателя только одной проекцией на свою историю. Такое объяснение причин появления художественных произведений поражает тем, что он исключает самую значительную причину – собственную позицию автора. Понятно, что Пушкин, не имея собственных убеждений, по крайней мере, в области политики, всю жизнь озвучивал взгляды своих популярных в обществе «друзей», но почему он думает, что так должны поступать все? Одного только собственного опыта и слухов в свете совершенно недостаточно для того, чтобы можно было найти правдивые ответы на многие вопросы, подобные тому, какой мы рассматриваем. Мы и в дальнейшем увидим характерную для образа мыслей Пушкина картину, когда он абсолютизирует и превозносит свой опыт, а затем переносит его для разрешения вполне определенных вопросов или проблем. Это выглядит порой комично, как в данном случае, представляется односторонним решением, как это делают обычно плохо образованные люди.