с главным героем, похожим более на красивую куклу, нежели на живого человека с его достоинствами и недостатками. И уж, конечно, Пушкин не мог пройти мимо легенды о Дон Жуане, которая в Европе была чрезвычайно популярна до середины 19 века. Романтическая и в то же время самая разнообразная интерпретация мифического образа нашла отражение в более сотни художественных произведений по всей Европе. В пушкинской версии мифа о Дон Жуане, представленной им в «Каменном госте», очевидна перекличка с двумя крупнейшими произведениями: комедией Мольера и оперой Моцарта. Взяв эпиграф к «Каменному гостю» из либретто оперы Моцарта, Пушкин тем самым указал на нее как на несомненный источник своей «маленькой трагедии». Кроме этого, отголоски этого мифа также прослеживаются в «Медном всаднике» и частично в «Пиковой даме». Во всех этих поэтических пересказах известного, раскрашенных фантастическими красками, невозможно найти мыслей автора, которые могли бы увлечь читателя своей новизной или оригинальностью – все в духе времени, банально и скучно.
Первый раз мы познакомились с более или менее значимыми мыслями Пушкина только в 1826 году, когда государь буквально заставил его заняться вопросами воспитания юношества и высказать по этой проблеме свои рекомендации. Как известно, появилась коротенькая записка «О народном воспитании», в которой Пушкин высказал «гениальную» мысль о том, что борьба с самодержавием в стране происходит исключительно от «недостатка просвещения и нравственности». По мнению Пушкина, просвещение в стране должно быть устроено так, чтобы «защитить новое, возрастающее поколение, еще не наученное никаким опытом», от влияния «злонамеренных усилий» против государства. А далее пошли различные частные советы: уничтожить экзамены, историю учить по Карамзину, а политическую экономию - по новейшей либеральной системе Сея и Сисмонди, популярной среди декабристов. В общем, предложил все, даже несовместимое, о чем где-то когда-то читал или слышал.
В статьях о Радищеве Пушкин предстал перед нами во всей красе своих интеллектуальных возможностей и моральных качеств. Более подробно об этом уже написано в разделе, посвященном отношению Пушкина к Радищеву.
Более или менее интересные мысли могут рождаться только при наличии знаний. Изучение пугачевского бунта привело к написанию Пушкиным двух произведений,