5. Полет мыслей

«Когда я была маленькой девочкой, нас, детей, посылали
в лес собирать чернику для барина и при этом заставляли
петь песни. С тех пор я песен не пою …»

Моя пра-пра-прабабушка Фима Семеновна

В общих чертах на вопрос о смысловой составляющей пушкинских произведений мы уже ответили в одном из предыдущих разделов данной работы. Кратко повторю выводы, которые были получены. Основные цели дворянского воспитания Пушкин использовал применительно к созданию своих произведений. Главное нравиться читателю и быть приятным, а значит популярным в обществе. Для этого совсем не обязательно излагать свои мысли на затронутые в произведении темы, достаточно уяснить господствующие взгляды общества, приукрасить их для соблюдения «дворянского этикета» и транслировать в красивой и привлекательной обертке. С одной стороны, такой подход делал Пушкина популярным в обществе, на которое был ориентирован, банальным и не интересным в общем случае, а с другой – он, к сожалению, не становился мыслителем и поэтом-гражданином, а оставался всего лишь сочинителем прекрасного и стихотворцем без полета собственных мыслей. Поэтому поиск в таких произведениях нечто, похожего на мысль самого пишущего, не приводит, как правило, ни к каким результатам.

Знания о человеке в обществе, в котором вращался Пушкин, были примитивны, потому и вселенная для него несложна. Поэтому в пушкинских произведениях основная мысль всегда либо проста до банальности, либо у кого-то заимствована, и только в редких случаях, возникающих порой вынужденно, мы можем заметить собственные мысли великого стихотворца, достойные внимания.

Ну, конечно, «мороз и солнце день чудесный…», «октябрь уж роща отряхает…» или «я помню чудное мгновенье…» не забудешь и в то же время не заметишь, так как эти стихи не создают никаких впечатлений из-за своей известности с раннего детства, можно даже сказать, «затертости до дыр» и «сценической» простоты.