крестьян, беглых каторжников и бродяг всякого рода. Вся эта сволочь была кое-как вооружена, кто копьем, кто пистолетом, кто офицерскою шпагой. Иным розданы были штыки, наткнутые на длинные палки; другие носили дубины; большая часть не имела никакого оружия. … Войско его с часу на час умножалось неимоверно». Или вот еще: «Он [Пугачев] был встречен не только черным народом, но духовенством и купечеством … Триста человек дворян всякого пола и возраста были им тут повешены; крестьяне и дворовые люди стекались к нему толпами». Пушкин в своей повести называет мятежников не иначе, как «ослепленной чернью», «бунтовщиками», «бунтующей сволочью» или «сбродом», а войско Пугачева именует «шайкой разбойников». Но какие-то странные показаны разбойники, вроде как политические, грабящие избирательно: «Шайки разбойников устремились во все стороны. Пьянствуя по селениям, грабя казну и достояние дворян, но не касаясь крестьянской собственности». Кстати, «чернью» или «черным народом» Пушкин называет вообще всех людей, которые не относятся к духовенству или купечеству и которые ниже дворянского сословия. Раз уж речь зашла об отношении Пушкина к народу, то можно сказать, что оно у него не менялось на протяжении всей его жизни. Из стихотворения «Мое беспечное незнание»:
|
|
Стадам не нужен дар свободы,
Их должно резать или стричь,
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
|
|
Впрочем, не так уж часто общался Пушкин с народом, если не считать прислугу, извозчиков и станционных смотрителей. Брата в письме Пушкин инструктировал вполне цинично: «С самого начала думай о них [людях] все самое плохое, что только можно вообразить: ты не слишком ошибешься». Своему другу Дельвигу он объяснял: «… люди – сиречь дрянь, говно. Плюнь на них, да и квит». В «Евгении Онегине» Пушкин размышляет:
|
|
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей …
|
|
Так что нет ничего удивительного, что к «черни» отношение Пушкина было пренебрежительное в данном случае, оно таким было и раньше. Он даже не ставит вопрос о том, имеет или не имеет право «чернь» протестовать против бесчеловечной