«Какие предосторожности не принимал я, - писал один французский мемуарист, - чтобы не быть свидетелем этих истязаний, - они так часты, так обычны в деревнях, что невозможно не слышать сплошь и рядом криков несчастных жертв бесчеловечного произвола. Эти крики преследовали меня даже во сне. Сколько раз я проклинал мое знание русского языка, когда слышал, как отдавали приказы о наказаниях»[17].

Когда вспоминают о зверствах помещиков, всегда вспоминают Дарью Салтыкову, которую с полным правом можно назвать «извергом рода человеческого». Но ни в коем случае нельзя считать ее изгоем из среды дворянства того времени и страшным исключением, не характерным для всего дворянства в целом. Дарью Салтыкову обвиняли в гибели 75 человек. Следствия о совершенных преступлениях помещицы заводились 21 раз, но всегда прекращались без всяких последствий и вреда для убийцы. Это не было случайностью, так как у нее были заступники с известными фамилиями московской и петербургской знати: Муравьев, Строганов, Головин, Толстой, Тютчев, Мусин-Пушкин, Татищев, Нарышкин, князья Шаховской, Голицын, Козловский ...

Пушкин заканчивает свои статьи: «Какую цель имел Радищев? Чего именно желал он? На сии вопросы вряд ли бы мог он сам отвечать удовлетворительно. Влияние его было ничтожно. Все прочли его книгу и забыли ее». На эти вопросы Пушкина, мне кажется, Радищев легко бы мог ответить. Радищев хотел одного – правды, то есть изучения и описания того, что происходит реально в российском обществе. Из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: «Первое издание «Путешествия …» было уничтожено отчасти самим Радищевым перед его арестом, отчасти властями; осталось его несколько десятков экземпляров. Спрос на него был большой; его переписывали. Массон свидетельствует, что многие платили значительные деньги за то, чтобы получить «Путешествие …» для прочтения. Отдельные отрывки из «Путешествия …» печатались в разных изданиях: «Северном Вестнике» Мартынова (в 1805 г.), при статье Пушкина, которая появилась в печати впервые в 1857 г., в предисловии Антоновича М.А. к переводу Шлоссеровой истории 18 века. Не всегда такие перепечатки удавались. Когда Сопиков поместил в своей биографии (1816) посвящение из «Путешествия …», страничка эта была вырезана, перепечатана и сохранилась в полном виде лишь в очень немногих экземплярах. В 1858 г. «Путешествие …» было напечатано в Лондоне в одной книге с сочинением кн. Щербатова: «О повреждении нравов в России», с предисловием Герцена. Текст «Путешествия …» дан здесь с некоторыми искажениями по испорченной копии.