После знаменательной встречи с Николаем I в Чудовом монастыре, определившей его дальнейшую судьбу, он искренне «полюбил» теперь еще и императора:

Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.

За что же он его «полюбил»? Пушкин отвечает и на этот вопрос:

Текла в изгнаньи жизнь моя,
Влачил я с милыми разлуку,
Но он мне царственную руку
Подал – и с вами я друзья.

Во мне почтил он вдохновение.
Освободил он мысль мою,
И я ль, в сердечном умиленьи
Ему хвалу не воспою.

Оказывается, Пушкин «полюбил» императора за доброе отношение к себе и за то, что «почтил он вдохновение» поэта. Для простого человека такое отношение многого стоит, но для настоящего публичного политика, каким представляют часто Пушкина, не стоит ровным счетом ничего, если при этом требуют непомерную цену кардинального изменения политических взглядов. Мы убеждаемся в который раз, что за красивыми словами пушкинских произведений не скрываются настоящие взгляды поэта, теперь уже и в области политики. А есть ли у него вообще собственные политические взгляды? Кажется, есть только красивый перепев тех, кого Пушкин любил и считал своими друзьями.

Пушкин в своих статьях о Радищеве показал свое отношение к его прозе, главным образом, к «Путешествию из Петербурга в Москву» [13]. Отношение это было, безусловно, отрицательным, как к произведению, так и к его автору. Чтобы понять, насколько Пушкин был необъективен, пристрастен, нелогичен в своих рассуждениях, высокомерен по отношению к Радищеву, сначала обратимся к истории самого Радищева.