которое, впрочем, на словах уже состоялось во время их встречи; во-вторых, ему хотелось снизить популярность взглядов декабристов, особенно среди молодежи, пушкинским осуждением этих взглядов.

Пушкин выполнил волю государя: появилась его записка «О народном воспитании», в которой он в частности писал: «Последние происшествия обнаружили много печальных истин. Недостаток просвещения и нравственности вовлек многих молодых людей в преступные заблуждения. Политические изменения, вынужденные у других народов силою обстоятельств и долговременным приготовлением, вдруг сделались у нас предметом замыслов и злонамеренных усилий». Он осуждал все то, что еще недавно доставляло ему и его друзьям живую радость; он выражал надежду, что люди, разделявшие образ мыслей заговорщиков, образумились, так как увидели ничтожность своих замыслов и средств, а с другой – необъятную силу правительства, основанную на силе вещей; он предлагал обращать строгое внимание на рукописи, ходившие между воспитанниками учебных заведений, и карать за найденную такую «похабную» или «возмутительную» рукопись.

Пушкин кажется человеком без высоких принципов, не видящим ничего за рамками своих личных отношений. Иначе как объяснить появление двух стихотворений, написанных почти одновременно, в первом «Стансы» он сравнивает действия Николая I с плодотворной для государства деятельностью Петра Великого, теплые слова второго адресованы Пущину И.И. «Мой первый друг, мой друг бесценный! …», осужденного на пожизненную каторгу этим же Николаем I? После восхваления государя несправедливым сравнением его с Петром I, декабрист, правда, избежавший наказания после декабрьских событий, Воейков А.Ф. сочинил на Пушкина следующую эпиграмму:

Я прежде вольность проповедал,
Царей с народом звал на суд,
Но только царских щей отведал,
И стал придворный лизоблюд.

На эту эпиграмму и другие подобные упреки в свой адрес Пушкин ответил стихотворением «Друзьям», которое начинается словами: