с другой, искание популярности все у этой же толпы — черты характерные, объясняющие многое во внешней жизни поэта» [7].
За оду «Вольность» и за публичную выходку на масленице в 1820 году в театре, направленную против императора, Пушкин был сослан на юг. Затем, через четыре года ему было дано разрешение перебраться в родовое имение Михайловское Псковской губернии и жить в окружении родителей, брата и сестры.
В начале декабря 1925 года в Таганроге умер император Александр I, на смену ему пришел Николай I. У Пушкина появилась надежда покинуть деревню и появиться в одной из столиц. 11-ого мая 1826 года он подает всеподданейшее прошение о позволении ему ехать в одну из столиц или за границу; к прошению были приложены медицинское свидетельство о болезни и подписка о непринадлежности к тайным обществам. Попытка примирения, которая состоялось по инициативе самого поэта и при том в такие дни, когда свежи были еще впечатления от декабрьских событий, говорит о том, что Пушкин сознательно ставит крест на юношеских «заблуждениях». Дальнейшие события не дали ни малейшего повода усомниться в этом заключении.
Прошение Пушкина было, как нельзя более, кстати для Николая I. После ряда крутых мер, заставивших русское общество содрогнуться, помилование великого поэта, весьма популярного в обществе, представлялось некоторой уступкой общественному мнению, в котором императору хотелось занять место миротворца и покровителя. Итак, 8 сентября 1826 года Пушкин после четырехдневного путешествия из Михайловского был доставлен в Москву и в тот же день принят Николаем I. Состоялась двухчасовая аудиенция. Об этом важном событии в жизни Пушкина написано так много и так по-разному, что трудно составить целостного представления о нем. Поэтому обратимся к документальным материалам, которые любезно собрал Вересаев В.В. [3]. Хотя они занимают много места, но они стоят того, чтобы их видеть полностью.
Декабрист Лорер Н.И. со слов Пушкина Л.С., брата великого поэта, записал: «Небритый, в пуху, измятый, был он представлен к дежурному генералу Потапову и с ним вместе поехал тотчас же во дворец и введен в кабинет государя. К удивлению Александра Сергеевича, царь встретил поэта словами:
- - Брат мой, покойный император, сослал вас на жительство в деревню, я же освобождаю вас от этого наказания, с условием ничего не писать против правительства.