3. Пушкин о Радищеве

Исследователи не раз с недоумением останавливались перед статьями Пушкина о Радищеве. Всего он написал их две. Первая статья дошла до нас в неоконченном виде. Первый биограф Пушкина Анненков П.В. озаглавил ее «Мысли на дороге». Писал Пушкин ее в 1833-1834 годах. Вторая, под заглавием «Александр Радищев», относится к 1836 году. Она предназначалась для «Современника», но не прошла цензуру и была напечатана уже после смерти Пушкина в 1855 году, правда, в урезанном и искаженном варианте. «Мысли на дороге» были опубликованы и того позже – только в 1857 году.

Нечего и говорить, что статьи Пушкина о Радищеве привлекли к себе большой интерес и послужили предметом многочисленных и разнообразных, порой диаметрально противоположных суждений, которые часто зависели от политических пристрастий их авторов [12]. Статьи заинтересовали меня по двум причинам: во-первых, Пушкин излагает в них общественно-политические взгляды, которые им были приняты после судьбоносной встречи с государем; во-вторых, статьи, являясь публицистическими, представляют тот род литературных произведений, к которому Пушкин не был подготовлен – что из этого получилось, мы увидим ниже.

Стоит еще раз обратить внимание на то, что Пушкин никогда не обладал выстраданными и продуманными политическими взглядами. Его интересовала, в первую очередь, художественная сторона литературных произведений, а также личная писательская популярность в обществе. Последнее определяло его характерную для духа времени «влюбленность» в модные идеи, а главное, в людей, ярких представителей этих идей. Он по существу жил интересами и настроениями своих привлекательных «друзей», настраивал себя на их лад и доводил себя до искреннего воодушевления, которое отражал в прекрасных словах. Его стихи, несомненно, правдивы, но эта «правда» какая-то минутная и поверхностная - возможно, результат впечатления от чьих-то горячих, искренних, серьезных речей, слушателем которых довелось быть Пушкину. В его стихах, например, проскальзывают характерные сравнения человека, далекого от политики: он ждет «минуты вольности святой» с тем «томленьем упованья», с которым ждет «любовник молодой минуты сладкого свиданья».