он имеет в свете успех; никто не думает о моральном его характере; ему благодарны за то удовольствие, которое доставляет он другим в ту минуту, когда он с ними» [6]. Неудивительно, что обучение искусству нравиться людям становилось важнейшим моментом в воспитании дворянского ребенка. Заученность этикетных норм, знаменитые сдержанность и спокойствие, умение тщательно скрывать свои истинные мысли и чувства создавали эффект, который Лев Толстой называл «лаком высшего тона», полагая, что он скрывает особенности характера человека так же, как хороший лак скрывает качество дерева. Именно эта наиболее отличительная черта дворянина высшего света очень часто в будущем являлась предметом критики со стороны разночинцев и оценивалась как фальшь, притворство или лицемерие, в чем, несомненно, была своя правда.

Конечно, характеристика великосветского общества не ограничивается только одним, хотя и важным, свойством - стремлением каждого члена общества понравиться всем остальным всегда и везде. Но мы вынуждены из-за масштабности темы описания высшего света останавливаться только на тех свойствах, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени накладывали свой отпечаток на творчество поэта. Как известно, большую роль в формировании русской элиты в первой половине 19 столетия играли салоны великосветских дам, где формировалась своя аристократическая «субкультура», жеманная и утонченная. Вообще, впервые салоны возникли еще в начале 17-ого века во Франции, как собрания оппозиционно настроенных и независимых по отношению к королевскому двору аристократов. В России салоны играли совершенно другую роль. Иностранцы удивлялись отсутствию серьезных разговоров в русском бомонде даже среди мужчин, ибо правила хорошего тона не позволяли им этого делать. Можно было касаться только тех тем, которые были интересны всем собравшимся: погода и природа, поэзия и вообще литература, театр и в частности балет, мода и т.п.

О А.С. Пушкине и истории его жизни написано очень много. Первым его биографом был П.В. Анненков, который собрал обширнейший материал, опубликованный в 1855 году. Но наиболее подробная статья с биографией поэта написана профессором Санкт-Петербургского университета В.В. Сиповским специально для многотомного «Русского биографического словаря», издаваемого Русским историческим обществом в течение двух десятков лет на рубеже 19-20-х столетий [6].