Таким образом, почитающиеся добродетели - храбрость, честность, образованность – объявлялись обязательными качествами дворянина. Но этот идеал дворянина был далек от реальных русских помещиков. Задача же воспитания дворянина в духе идеала была по своей сути чисто утопической, ибо реальность предполагалось изменить согласно вымышленным представлениям о ней [5].
Постулат о нравственной высоте дворянина из-за невозможности его осуществления даже в незначительной части постепенно трансформировался в чисто этические правила, которые детям с рождения прививали гувернеры и гувернантки, главным образом, французского происхождения. Нормативное воспитание детей было направлено, в первую очередь, на поддержание определенной ритуальности в повседневной жизни, что дает основание говорить о «театральности» быта и культуры в среде дворянской элиты, называемую также часто «высшим светом». Эту особенность своей жизни ощущали и современники пушкинского периода. В.А. Жуковский называл высший свет театром, «где всякий есть в одно время и действующий и зритель». Вообще, великосветское общество во времена Пушкина было немногочисленным: всего несколько тысяч человек в Санкт-Петербурге, несколько сот, уже случайных - в Москве и несколько десятков, разбросанных по всем остальным городам и весям бескрайней империи [5]. Любая элита по своей сути консервативна, ибо склонна зафиксировать свое господство в обществе. Дворянский высший свет в этом отношении не был исключением.
В статье «Писатель в обществе» В.А. Жуковский подробно характеризует высший свет общества и говорит о главном этическом правиле дворянства: «Вообразите множество людей обоего пола, поставляющих целью своего соединения одно удовольствие, заключенное в том единственно, чтобы нравиться всегда, во всяком месте и всем: наружностью, одеждой, красноречием языка, лица, движений; он с удивительным присутствием духа обращает на пользу свою всякое обстоятельство; умеет в разговоре своем быть и забавным и важным; неподражаем в мелких вещах: в искусстве рассказать привлекательно и быстро анекдот или повесть, оживить своею изобретательностью общественные забавы, представить важное смешным или смешное важным, сказать приятным образом лестное слово; он перелетает из одного общества в другое; одушевляет каждое мгновенным своим присутствием; исчезает в одном, чтобы явиться в другом и снова исчезнуть; такого человека называют любезным; ищут его для того, что он нужен для увеселений общественных;