света и взглядам тех людей, для которых это произведение предназначалось, затем представлял созданный образ в художественной форме.

Подвергая критике взгляды Гегеля, а значит и Пушкина, на эстетику, Чернышевский дал свое определение прекрасного, правдивость которого в диссертации достаточно подробно доказывал, приводя многочисленные примеры. В короткой формулировке определение прекрасного звучит так: прекрасное есть жизнь. Пушкин же не воспринимал красоту реальной жизни, он ее создавал сам.

Вместо красоты жизни у Пушкина ее искаженный вариант, раскрашенный в приятные для публики краски. Мы опять пришли к пониманию того, что великий поэт вместо своего личного отношения к реальности всякий раз предъявлял публике некую пустоту, которую мы ранее назвали внутренней. Большинство известных литераторов 19-ого столетия также обратили внимание на эту немаловажную деталь.

Белинский В.Г. в потоке восторженных, часто бездоказательных и потому сомнительных фраз в отношении творчества Пушкина все-таки сказал главное: «Пафос его поэзии был чисто артистический, художнический… Пушкин был по преимуществу поэт художник и больше ничем не мог быть по своей натуре» [4], что в общих чертах соответствует материалу данного раздела.

Гоголь Н.В. от восторженных отзывов о творчестве великого поэта на заре своей юности перешел к более осторожным оценкам впоследствии [1]. Приведу довольно большую цитату из этой его работы, так как ее смысл полностью совпадает с тем, что написано мной выше: «Зачем, к чему была его поэзия? Какое новое направление мысленному миру дал Пушкин? Что сказал он нужное своему веку? … Зачем он был дан миру и что доказал собою? Пушкин был дан миру на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт, и ничего больше. … Одному Пушкину определено было показать в себе это независимое существо, это звонкое эхо, откликающийся на всякий отдельный звук, порождаемый в воздухе». На счет «независимого существа» Гоголь, конечно, погорячился, так как не может быть эхо независимым, оно полностью определяется источником звука, то есть высшим светом. Уровень смысловой составляющей произведений определяется в таком случае не поэтом, а интеллектуальным уровнем высшего света и его интересами. Мы знаем, что серьезных разговоров в высшем свете не велось. Так откуда в стихотворениях