«Жизнь серьезна, искусство радостно …»
Ф. Шиллер

Введение

Мы все склонны считать, что в произведениях художника, как в зеркале, отражаются его черты, взгляды на жизнь, в широком смысле, свойства человека. В общем, это, несомненно, верно – верно, конечно, в отношении всякого художника, в том числе и художника слова. Его характер, темперамент, вся его внутренняя сущность отражаются в его художественном творчестве.

И совсем это не относится к Пушкину. Уже современники Пушкина отмечали странное отсутствие его личности в его художественных произведениях. Гоголь писал: «При мысли о всяком поэте представляется больше или меньше личность его самого… Все наши русские поэты: Державин, Жуковский, Батюшков — удержали свою личность. У одного Пушкина ее нет. Что схватишь из его сочинений о нем самом? Поди, улови его характер как человека!» [1].

У Пушкина прямо поражает бьющее в глаза несоответствие между его жизненными переживаниями, позицией и тем, что отражено в его поэзии. Какие настроения владели поэтом в такую-то эпоху его жизни? Казалось бы, чего проще? Изучить поэтические его произведения за определенное время — и мы будем иметь полную картину его жизненных переживаний. Таким простым путем мы никогда не придем к познанию подлинных переживаний и настроений Пушкина в жизни. А многие пушкинисты, к сожалению, идут именно этим путем. Внимательные исследователи и наблюдатели постоянно отмечают несовпадение жизненных и поэтических настроений Пушкина, эту его, как говорил В.В. Вересаев, «двупланность». В оценках некоторых русских мыслителей и исследователей обращается внимание именно на эту особенность творчества Пушкина [2, 3]. Для доказательства этой особенности у Пушкина авторы приводят массу примеров. Я остановлюсь лишь на одном примере, характерном для большей части творчества поэта. Это касается любовной лирики, любовных приключений (похождений) и вообще, отношению к женщине.