даже при самом добром желании, не всегда могут приноровиться к этому кодексу ». Для того чтобы быть постоянно на виду, «Пушкин, - вспоминает Вяземский П.А., - производил и смолоду впечатление на всю Россию не одним своим поэтическим талантом. Его выходки много содействовали его популярности. И самая загадочность его характера обращала внимание на человека, от которого всегда можно было ожидать неожиданное».
Что происходит с поэтом, обладающего непревзойденным талантом стихотворства, легкого, пылкого, поверхностного, плохо образованного, без внутреннего духовного стержня, но желающего быть популярным в свете, можно проследить на примере Пушкина, особенно в ранний период до высылки на юг. При таких своих качествах он вынужден улавливать различные настроения в свете или, по крайней мере, того круга людей, с которым общается, и эти настроения отражать в стихотворной форме. Более этого ему ничего не остается делать. Именно поэтому современники Пушкина отмечали странное отсутствие личности в его художественных произведениях. Вместо личности оказывалась внутренняя пустота! Профессор Сиповский В.В. писал: «Его стихи за этот период времени пестры и разнообразны по настроению и содержанию: между ними много таких, которые должны были вызвать рукоплескания товарищей-лицеистов и лихих царскосельских гусаров, и серьезных поэтов, вроде Жуковского. Не то, чтобы Пушкин подделывался под вкусы разнообразных друзей – он жил уже тогда, в бытность свою в Лицее, самыми разнообразными интересами и настроениями: это и сказалось на пестроте его творчества » [7]. Пушкин, по-видимому, в начальный период своей творческой деятельности не замечал этой пустоты. Это и не удивительно, так как учился он на примерах французской поэтической классики 17-18 веков, которая руководствовалась эстетическими принципами сначала классицизма, а затем частично и романтизма. Уже в зрелые годы Пушкин сделал некоторые шаги в сторону реализма, который только и мог эту пустоту наполнить содержанием, но эти шаги были робкими и неумелыми по причине того, что он не был к этому подготовлен исторически, а у него самого не хватило ни характера, ни духовных сил, ни знаний, чтобы преодолеть традиционный в то время взгляд на поэзию.
Позже, на примерах замечательной оды «Вольность», написанной в 1817 году, и стихотворений любовной лирики мы увидим, чем внутренняя пустота поэта оборачивается для самого поэта.