вульгарно, и все наклонности у меня вполне мещанские».

Трудно требовать от художника непосредственного гражданского служения, но, как можно не просить художника быть правдивым и искренним, представить трудно. В пушкинских статьях В.Г. Белинского есть много существенных моментов, с которыми современному человеку согласиться затруднительно из-за их недоказанности или недоказуемости вовсе [4]. Но вот этими его словами, как нельзя лучше, можно подвести итог тому, о чем говорилось выше: «В истории, как и в природе, он видел только мотивы для своих творческих концепций… Чем совершеннее становился Пушкин как художник, тем более скрывалась и исчезала его личность за чудным, роскошным миром его поэтических созерцаний… Пафос его поэзии был чисто артистический, художнический… Пушкин был по преимуществу поэт художник и больше ничем не мог быть по своей натуре». Как точно сказано – лицедей, артист, талантливо играющий им самим придуманные роли. Но все-таки эти роли, хотя и придуманные, не могли же быть полностью оторваны от того, кто их создавал, руководствуясь своими знаниями и наблюдениями, своими интересами и жизненными устремлениями.

1. Содержание поэзии Пушкина

Пропасть между поэзией и житейской практикой в творчестве Пушкина существовала не случайно. Истоки ее надо искать в формировании мировоззренческих представлений поэта, которые закладывались в детские годы и, как мы увидим, незначительно менялись на протяжении всей его жизни. Поэтому сразу же сосредоточим свое внимание на теме особенностей дворянского воспитания и на материалах детской биографии будущего поэта. Из них можно почерпнуть много любопытного, в некоторой степени объясняющих феномен Пушкина в русской литературе.

Решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех в жизни, а на некий идеал человека. Образ идеального дворянина формировался на основе существовавших тогда иерархий социальных и моральных ценностей, то есть опирался на убеждение, что высокому положению человека в обществе должны соответствовать его высокие нравственные качества.