капитализмом, и социор продолжил свое поступательное развитие. Осталось выяснить, капитализм – это тупиковая ветвь развития, как политарная и рабовладельческая, или система, способная к стадийному реформированию, как феодальная.
9. Конец нового времени
Теперь мы можем обратиться к вопросам, позволяющим объяснить, как наша страна в 1917 году смогла вырваться из мировой системы капитализма, прервать с ней обычные для капиталистических государств отношения, и что нам это дало. Для этого, прежде всего, надо подробнее описать мировую систему капитализма на начало XX века и место, которое занимала Россия в этой системе.
Возникшая в Западной Европе система капиталистических социоров, являясь центром всемирно-исторического развития, втянула в сферу своего влияния весь мир. Это влияние выразилось в том, что весь мир стал превращаться в капиталистический. Из этого логически следовало, что все периферийные государства, только что вставшие на путь капитализма, должны были со временем превратиться в совершенные капиталистические государства и выровняться в своем развитии с передовыми капиталистическими странами. Именно так рассуждали сторонники вестернизации и модернизации. Но реальная история оказалась сложнее и поломала всю эту логику.
На то, что периферийные капиталистические государства не могут выбраться из разряда государств третьего мира, один из первых обратил внимание выдающийся латиноамериканский экономист Р. Пребиш (1901 – 1986). Опираясь на материалы развития латиноамериканских государств, он выдвинул концепцию зависимости или зависимого развития. Главное в концепции состояло в том, что капиталистическая мировая экономика представляет собой единое целое, совершенно четко разграниченное на «центр», который включает в себя несколько высокоразвитых индустриальных держав («центров»), и «периферию», которую составляют в основном аграрные страны. Периферийные страны находятся в экономической зависимости от «центра» («центров»), что препятствует их развитию и обуславливает их отсталость. Важнейшая причина отсталости периферии — выкачивание центрами существенной части ее доходов. Эта концепция получила признание среди историков и имела развитие в нескольких направлениях, но суть ее осталась неизменной.