понимается, в том числе, и племя, и община, и государство.

1. Цивилизационный взгляд на историю

Впервые слово «цивилизация» было употреблено маркизом Виктором де Марибо в 1757 г. в работе «Друг людей или трактат о населении». Это понятие он использовал, чтобы разграничить стадии развития человеческого общества: дикости, варварства и цивилизации. В этом контексте цивилизация означает общество, характеризующееся существованием общественных классов, государства, а также городов, письменности и других подобных явлений.

Прежде, чем говорить о том, как, с точки зрения современных представлений, можно очертить границы той или иной цивилизации, необходимо обратить свой взор на культурный детерминизм, философское течение, которое рассматривало примат культуры по отношению к обществу и государству. Более того, у ряда исследователей этого направления понятие общества вообще исчезло. В результате отдельные культуры стали рассматриваться как подлинные и единственные субъекты исторического процесса, который стал пониматься тем самым как процесс культурного и только культурного развития. Именно культурный детерминизм стал основной компонентой цивилизационного взгляда на историю.

Суть цивилизационного взгляда на историю заключается в том, что человечество подразделяется на несколько автономных образований по признаку культуры, каждое из которых имеет свою абсолютно самостоятельную историю. Каждое из этих исторических образований возникает, развивается и рано или поздно с неизбежностью гибнет. На смену погибшим образованиям приходят новые, которые совершают точно такой же цикл развития.

В силу того, что каждое такое историческое образование все начинает с самого начала, ничего принципиально нового внести в историю оно не может. Отсюда следует, что все такого рода образования совершенно равноценны, эквивалентны. Ни одно из них по уровню развития не стоит ни ниже, ни выше всех остальных. Каждое из этих образований развивается, причем до поры до времени может быть даже поступательно, но человечество в целом не эволюционирует, и уж тем более — не прогрессирует.