7. Общая структура социально-исторических организмов

В цивилизационном подходе к истории классики и их последователи отмечали циклический характер истории, но они не могли ответить на вопрос о причинах такой цикличности. Это и не удивительно, так как ничего другого, кроме расцвета и упадка культуры, они предложить в качестве причины не могли. На вопрос же о том, что определяет уровень культуры, они ответить тоже не могли, так как сама культура у них была первопричиной всего остального. Но удивительно то, что, не зная причин, они, тем не менее, строили прогнозы цикличности, которые, естественно, не имели научного обоснования и были поэтому ничтожными.

Сторонники формационного подхода первоосновой развития считали уровень развития производительных сил, но и их теория не могла объяснить циклического характера истории. Если внимательно посмотреть на их модель развития, то бросается в глаза, что она не учитывала горизонтальных связей между социально-историческими организмами, которые могли находиться на одном или на разных уровнях развития. По этой модели каждый социор развивался как бы сам по себе и достигал следующих ступенек развития самостоятельно. А ведь в реальности все обстоит далеко не так.

Опираясь на формационный подход исторического развития, мы возьмем из него самое ценное: материалистическое понимание истории, согласно которому ключом к пониманию конкретного общества и его истории является экономика. Поэтому, говоря о структуре социально-исторических организмов, мы сосредоточим свое внимание только на экономической составляющей.

Существование любого организма, в том числе и социально-исторического, определяется возможностью в нужном количестве потреблять жизненно необходимые ресурсы. Когда этих ресурсов недостаточно организм чахнет, а затем гибнет. Хотелось бы сразу сказать, что гибель социора не означает физическую гибель всего принадлежащего ему населения. На конкретных исторических примерах позже мы поговорим о том, что может произойти в результате гибели социора.

Социор, как общество людей, подчиненных одной публичной власти, может быть