Капитализм всегда менялся, но, начиная с очередного кризиса 70-х годов XX века, эти изменения приняли кардинальный и одновременно безрассудный в перспективе характер. Как известно, капитализм периодически подвергается кризисам из-за ограниченности рынков и перепроизводства товаров. Принципиальная важная особенность - остановить подобные кризисы можно только за счет расширения рынков. Эту особенность капитализма открыл К. Маркс, а в художественной форме описал ее Джек Лондон в своем романе «Железная пята» [7].

Чтобы расширить рынки, Соединенные Штаты Америки пошли на неординарный ход. В результате, в начале 80-х годов началась реализация программы «рейганомики», основной смысл которой был не столько в либерализации экономики, сколько в стимулировании частного спроса за счет кредитования. Эта программа, как понятно, имела свои подводные камни, главным из которых было то, что кредиты нужно возвращать. Но в том-то и дело, что если кредиты возвращать, то происходит не расширение рынка, а наоборот его сжатие. Значит, отдавать кредиты для такой системы было противопоказано. Это достигалось тем, что, с одной стороны, постоянно и плавно происходило снижение стоимости кредита практически до нуля, а с другой – было разрешено перекредитование, когда при невыплаченном кредите выдавался новый кредит, выплата которого в полном объеме тоже не предполагалась. Долги домохозяйств, таким образом, накапливались и доросли до такого уровня, что вернуть их в рамках нормальной экономической деятельности стало невозможно.

Главным участником, кто остался в выигрыше от этой схемы, оказался финансовый сектор. До 40-х годов XX века он получал не более 10% совокупной прибыли корпорации, к началу 80-х увеличил эту цифру до 20%, а затем буквально через несколько лет масштаб перераспределяемой в его пользу прибыли вырос до 50%, а в отдельных случаях и до 70%.

Однако стимулирование конечного спроса посредством системы перекредитования было только одной частью решения задачи. Другая ее часть состояла в том, чтобы направить средства, полученные путем дополнительного эмиссионного стимулирования, на потребление продукции высокотехнологичных и информационных отраслей экономики, на которые государство делало ставку. А для этого необходимо было удешевить товары повседневного спроса путём вывода их производства в страны с дешёвой рабочей силой.