В.А. Каром. В предании описывается план нападения Кара, к которому присоединился полковник Чернышев со своим войском. Со стороны пугачёвцев так же отличились два атамана. Беглый каторжник Хлопуша и яицкий казак Чика-Зарубин, к которому после сражения пристало прозвище Чернышев. Атаманы разделились и разбили царские войска по отдельности. Победа была блестящей, после неё правящая верхушка стала относиться к войску Пугачева, как к серьёзной опасности.
Но предание ценно для нас не только, как исторический материал. В предании ярко выражается отношение народа к Пугачеву и к царским генералам. Рассказчик начинает предание по-деловому: «Умственный был Пугачёв – страсть». И далее с явным удовольствием рассказчик доказывает «умственность» Пугачёва и с радостью описывает проигрыш и побег генерала. В предании отсутствуют описания самих сражений и роль народных масс. Оно построено, как описание поединка между личностями. Вначале Кар и Чернышев рассуждают, как они «поймают Емельку, и царица их наградит». А Пугачев с Хлопушей договориваются сражаться: «Чего-чего, а драться нам не привыкать. Отколошматим!» Но «Чернышев струхнул, смазал пятки и драла», а «Кара прищучили, задали такого перцу, что он без оглядки удирал, аж в зад втыкались пятки до самой Казани». В конце предания рассказчик выражает свое уважение Пугачёву: «Умственный был человек Емельян Иванович. Редко таких мать-сыра земля родит».
А.С. Пушкин посетил места, связанные с восстанием, встречался с очевидцами тех событий. На основе их рассказов, а также на основе сохранившихся подлинных документов он написал историческую повесть «История Пугачева». Побывал он и в Оренбуржье. Во время остановки в селе Татищево А.С. Пушкин сделал несколько записей по рассказам соратников Е. Пугачева о том, что в сражениях он всегда был во главе своих войск и никогда не боялся стрельбы. А на предложения поостеречься всегда отвечал шутя: «Разве на царей льются пушки?»
Другое любопытное предание, записанное А.С. Пушкиным, рассказывает о том, что Пугачев помог вдове Игнатихе построить избу, выдал её замуж. До гробовой доски помнила его вдова, и односельчане говорили: «Радельный был Пугачев до мужиков».