В своей книге «Один шаг вперёд, два шага назад» Ленин довёл до своеобразного совершенства свою манеру ведения полемики, основанную на принципе «цель оправдывает средства»: он передёргивал факты, сознательно оглуплял, окарикатуривал позиции оппонентов, допуская при этом множество личных оскорблений. Самое удивительное, что он не питал вражды к противникам и искренне недоумевал, почему они возмущаются.

В.И. Засулич говорила Ленину: "Жорж (Плеханов) - борзая: потреплет, потреплет и бросит, а вы – бульдог, у вас мёртвая хватка".

Ленин получил весть о революции 1905 года в России из газет, находясь в Женеве. В ноябре 1905 года он приехал на родину, стремясь повлиять на ход событий. Охранка его тут же выследила, и Ленину приходилось постоянно менять паспорта и квартиры. Собственно говоря, этим и были заполнены все два года, которые он провел на родине, точнее сказать, в Финляндии. В декабре 1907 года Ленин отправился в новую эмиграцию, продлившуюся более десяти лет. Он был настроен крайне пессимистично: ему казалось, что он приехал на чужбину умирать.

Первую мировую войну Ленин истолковал не так, как большинство лидеров европейской социал-демократии, включая Плеханова. Если те выступили в поддержку своих правительств, развязавших мировую войну, и тем самым изменили принципу интернационализма, лежавшему в основе марксизма, то Ленин выдвинул лозунг – превратить империалистическую войну в войну гражданскую. Тем самым он рассчитывал, что солдаты – те же рабочие и крестьяне, одетые в шинели, – обратят оружие не друг против друга, а против классовых врагов в своих странах. Это привело бы в конечном счете к победе мировой революции. С этой точки зрения, для общепролетарского дела полезнее желать не победы, а поражения своей страны в войне.

О победе Февральской революции 1917 года в Петрограде Ленин узнал из швейцарских газет. Вернуться Ленину, Мартову и др. на родину было трудно, и было решено обратиться к немецким властям. Германское правительство рассчитывало на то, что революционеры помогут дестабилизировать ситуацию в Росси, и было достигнуто соглашение о финансировании большевистской партии за счет германского МИД. Ленин, руководствуясь принципом «деньги не пахнут», предполагал использовать их