и заменить ими коренное население. В этом случае будет меньше проблем с посягательством со стороны людей на собственность, полученную в результате сомнительной, с правовой точки зрения, приватизации. При этом, совершенно естественно, незачем заботиться о здоровье и образовании населения.

В других капиталистических государствах, например в Японии, это не так. Там человек-работник, его образование и здоровье для капиталиста представляют интерес, как предмет эксплуатации и источник прибыли. Поэтому, например, совершенно естественен для этой страны закон об обязательном высшем образовании. Имея возможность получения прибыли наиболее легким и примитивным путем, капиталист никогда не будет организовывать для себя менее доходное и более рискованное предприятие, где требуются, например, высокообразованные люди и высокие технологии. Это вытекает из цели рыночных отношений, и с этим ничего поделать нельзя.

Теперь поговорим об ограничениях, которые накладываются на параметры управления. Понятно, что они, в том числе, отражают соотношение классовых сил в обществе: работодатели стараются с себя снять всякие ограничения для получения как можно большей прибыли, наемные работники наоборот - ограничить аппетиты работодателей. Таким образом, эти ограничения частично нужно рассматривать в плоскости классовой борьбы.

Мы видим, что свободный рынок направлен на благополучие не всех людей социора, а только незначительной ее части, представляющих предпринимателей. Правда, раньше была популярна легенда, что через богатства предпринимателей создастся благополучие всего населения в целом, которая оказалась сказкой. Но интересы простых людей не направлены на то, чтобы богатые стали еще богаче. Значит, в качестве управляемой системы в идеале надо брать не хозяйствующих субъектов капиталистического рынка, а в целом экономику всего социора.

Об интересе предпринимателя мы уже говорили: получить как можно большую прибыль в деньгах, точнее в валюте. При наличии больших денег человек не привязан к определенному месту жительства, к определенной стране. Он может выбирать для своего проживания наиболее благополучное государство, поэтому со страной, где находится его бизнес, его ничего не связывает, кроме бизнеса.