Приложение 1. Управление системой и свободный рынок

Несколько лет назад совершенно случайно увидела одну из передач цикла «Суд времени» на пятом канале ТВ, где были судья Н.К. Сванидзе и два оппонента друг другу Л.М. Млечин и С.Е. Кургинян, которые обсуждали один из экономических вопросов. Тема спора сама по себе меня не очень интересовала. Заинтересовали эксперты, которые были в качестве помощников у каждого из оппонентов. С.Е. Кургиняну помогали известные ученые-экономисты М.Л. Хазин и С.Б. Чернышов. У обоих было неэкономическое образование: первый закончил мехмат МГУ, второй – МФТИ. У Л.М. Млечина в помощниках были два экономиста с чисто экономическим образованием, каких сейчас много. Поэтому их не запомнила, да, это и не важно.

На фоне «необразованных» экономистов особенно явно было видно, что «образованные» имеют пунктик, от которого не могут отойти ни на миллиметр, с которого начинаются и которым кончаются все их рассуждения: рыночная экономика, хотя и имеет свои недостатки, но человечество до сих пор не смогло придумать ничего лучшего. Их ограниченность необходимостью бездоказательно повторять этот тезис очень походила на ограниченность религиозного человека, который точно также бездоказательно повторяет свою мантру. Это впечатление у меня отложилось скорее на подсознательном уровне, но успело все-таки сыграть свою положительную роль – в 10-м классе я не пошла на экономическое отделение. Кому захочется быть закомплексованным дуралеем?

И вот совсем недавно мне попалась на глаза статья В.Ю. Катасонова, доктора экономических наук, член-корреспондента экономических наук, профессора кафедры международных финансов МГИМО «Кризис современного экономического образования как шанс на спасение человечества». В статье профессор объясняет то, что я видела в вышеупомянутой передаче на ТВ. На протяжении всего XX века мировая финансовая олигархия придавала особое значение экономическому образованию как способу сохранения и укрепления своей власти. Массовая подготовка клерков для экономики происходит по программам, которые на 10% предполагают изучение прикладных дисциплин типа бухгалтерского учета, а на 90% состоят из разного рода «идеологических дисциплин» типа основ бизнеса или менеджмента, направленных на «промывание мозгов». Современные экономические теории откровенно занимаются