его помощников, проезд, бензин, коневод, гостиница и т. д.). Так что хвальба спортсменов об их непричастности к зарабатыванию на лошади не такая уж и честная. Зарабатывают другие на спине лошади за счёт желания их владельца завоевать разряд. Самой лошади такой вклад в неё к чёрту не нужен. Отношение человека к лошади, сформированное в спортивно-прокатской среде уже много лет вызывает ожесточенные споры и, на мой взгляд, справедливое порицание. Более жёстко на эту тему высказался известный чешский конник альтернативщик Гонза: « Конный спорт - это страшная индустрия. Кого-то интересуют деньги, кого-то престиж, кого-то собственные амбиции, но мало кого - лошади… Это опасно, это престижно, это элемент самоутверждения, и все это полито сверху "любовью к лошади". Она должна просто прыгать. Тупо прыгать, прыгать и прыгать. Если она не прыгает - ее бьют. Это маразм!!! Они просто заставляют ее делать механические движения…». Почти столетие назад Любимов писал: «Основы работы с лошадью построены на механических воздействиях, лишь с учетом способности лошади к запоминанию». То есть, говорит о том же, что и Гонза!

Хотя на уровне общей социально-экономической планки, которую занимает сейчас лошадь, её положение остаётся незавидным, удивительным образом на свет появляются новые, более гуманные формы отношения к ней. В России все они объединяются под одним названием «НХ». У этого направления долгая история, оно сильно менялось. Нет смысла сейчас вдаваться в подробности, обозначим лишь его общие черты. Скажем так, альтернативные или мягкие методики появились и распространяются сейчас в результате:

  1. исчезновения повседневной необходимости в труде лошади;
  2. неудовлетворённости людей «традиционной» формой отношений с лошадью, которую предоставляет лошадиная индустрия;
  3. приложения к лошади человеческой морали и формирование в сознании людей представлений о том, какими должны быть честные отношения с лошадью.
Все эти три фактора вылились в стремление людей что-то менять. Для начала большинство вступивших на путь нового взгляда на лошадь пытаются придать традиционным нормам обращения с лошадью некую натуральность: