Тему представляли 2 сотрудницы лаборатории Анохина из Курчатовского центра – Марина Рощина и Ольга Ивашкина. Желающих работать с ними набралось 12 человек, вдвое больше возможного количества. После небольшого собеседования, где каждый представлял себя и озвучивал свои цели, половина студентов покинула поведенческую лабораторию, а другая половина хорошо осознала, что оказанное им доверие надо как следует оправдать. Поэтому рабочий запал в начале недели был неслабым, хотя и давал временами сбои, особенно когда в тридцать первый раз приходилось залезать на стул, чтобы протереть спиртом арену, или ждать хоть каких-нибудь телодвижений сонной полёвки, при этом замерзая в тёмной, зашторенной лаборатории.

Мышки и полёвки обучались в установке, представляющей собой высокую прозрачную квадратную арену, в каждой стенке которой был сделан проход, ведущий в небольшую коробочку с опилками внутри - убежище. Коробочки имели прозрачные подвижные заслонки, а на стенках рядом с проходами находились дырчатые заглушки для обонятельного стимула. Входы в убежища, как открытое, так и закрытое, присыпались опилками.

Нашей целью было выяснить, подходит ли испытуемая установка для относительно быстрого формирования (несколько часов) у диких видов грызунов долговременной памяти в ассоциативном обучении с использованием положительного подкрепления.

Выражаясь простым языком, ассоциативное обучение – процесс создания связи у животного между объектом или явлением, играющим роль положительного/отрицательного подкрепления и стимулом, ранее совершенно нейтральным для животного. В нашем случае положительным подкреплением была возможность мыши юркнуть в «норку», а целевыми стимулами – запах мяты в обонятельном обучении и полосатая вывеска в зрительном. То есть, теоретически у животного в процессе обучения должна была сформироваться и сохраниться память о том, что под полосатой вывеской или местом, где сильно пахнет мятой, располагается вход в убежище.