Первый и, пожалуй, главный фактор крепостничества – безраздельное владение телом и жизнью крепостного. Ну, то, что лошадь целиком и полностью частная собственность, сомневаться не приходится.
Выкачивание силы и способностей из подвластного существа. Весь конный спорт состоит в этом.
Многие состоятельные помещики обучали крепостных ремеслам и искусству, а потом продавали их за цену в десятки раз выше цены обычного крепостного. На примере определения берейтора, приведенного мной выше, можно понять, что ситуация с лошадьми аналогична.
Помещикам не нужны старые и покалеченные работники, поэтому многие расчетливые хозяева десятками ссылали их на каторгу. В наше время интернет пестрит сообщениями, что лошадь, повредившая ногу на тренировке или еще где-нибудь, наконец, просто старенькая вот-вот отправится на мясо.
И тогда, и сейчас барские причуды поражали своим разнообразием и извращенностью. В современных лошадиных «развлечениях» и того, и другого ничуть не меньше. О них много пишут и их осуждают, но подлинным коммерческим интересом и деньгами продолжают существовать и расцветают американский соринг, испанская коррида с участием лошадей, скачки и т.д. Если вышеперечисленные извращения не являются общепринятыми даже среди спортсменов, то обычное избиение кнутом не считается чем-то ненормальным.
Одним из аргументов, которые любили использовать помещики в защиту крепостного права, было мнение, что крестьянин настолько глуп и невежественен, что ни в коем случае его нельзя отпускать на свободу, так как он тут же без заботливой руки помещика напьется, разорится и умрет. Поразительно, но среди конников широко распространена теория, что без конного спорта лошадь вымрет, как вид, так как она уже полностью отвыкла от свободного существования и полностью зависит от людей.
Даже сказочка о патриархальности отношений между помещиком и крепостным полностью перекочевала в укоренившийся миф о том, что всадник и лошадь обладают какой-то целостностью и одинаковыми стремлениями. Однако крепостные всегда сопротивлялись своему положению. Лошади также бунтуют против своей