Летняя практика

От последней недели практики на Звенигородской биологической станции ожидалось многое. Самостоятельная работа по зоологическому циклу вдохновляла заранее, наверное, поэтому большинство студентов-первокурсников выбрали себе тему ещё до её официального представления в пятницу вечером и теперь тщательно готовились к поимке нужного преподавателя, прибегая к разнообразным стратегиям и хитростям. Кто-то старался занять место в конференц-зале поближе к трибуне, чтобы лучше слышать условия работы и отслеживать перемещение своей «добычи» по залу, быстро отреагировать на её попытки выбраться на волю. Другие намеревались осуществить план-перехват и становились стеной в задних рядах у входа в конференц-зал, третьи сразу занимали позицию поближе к будущему научному руководителю. Как правило, число мест для каждой темы довольно ограничено, и вероятность проиграть в конкуренции за неё немалая, поэтому права на ошибку нет.

Меня привлекала тема «Ассоциативное обучение в модели поиска убежища у малых лесных мышей и рыжих полёвок». Главным аттрактантом этой темы было то, что я очень слабо представляла себе, что же это такое – ассоциативное обучение, и как от мыши его будут добиваться. В том, что позвоночные животные в большинстве своём ещё как способны к обучению, сомневаться не приходилось. Я в этом окончательно убедилась на примере своего кота, который в совершенстве освоил метод незаметного, почти ювелирного вскрывания пластиковых упаковок за время нашего с ним совместного бытия. Но как и чему будет обучаться мышь в этом исследовании? Наконец, для чего оно нужно? На эти вопросы к концу самостоятельной работы у меня сформировались чёткие ответы, вместе с тем я приобрела первый ценный опыт поведенческих исследований и, на мой взгляд, самое важное - представление о том, какие трудности и подводные камни возникают при постановке задачи и её условий, в даже, казалось бы, простом эксперименте. Этим опытом я и собираюсь поделиться.